родился в 1904 году в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Эльконин создал оригинальную концепцию переодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность. Эта концепция была разработана на основе развития идей культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева. Разработал также психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка.
(31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина (с которым позднее дружил до конца жизни). Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Теоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе № 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.
В современной педагогике существует образовательная система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, учебники для которой рекомендованы для начальной школы и некоторых старших классов общеобразовательных школ.
Суть методики Эльконина-Давыдова в том, что образовательные процессы ведутся в различных групповых формах дискуссионного характера, в ходе которых дети имеют возможность открывать для себя основное содержание разнообразных учебных предметов. Знания ученики осваивают не по стандартным методикам обучения – готовые правила, схемы, а помощью научных понятий. Ученики не получают отметок за усвоение учебного материала, домашние задания в минимальном количестве, ведь основное усвоение материала происходит на уроках; создается комфортная психологическая среда для изучения и усвоения знаний.
Благодаря методике Эльконина-Давыдова. Ученики (дети) не слишком утомляются, методический материал не содержит маловажной и не нужной информации. Также, дети учатся, на основе веских аргументов, отстаивать свою точку зрения в разных вопросах, принимать и учитывать тоску зрения собеседника, уважать ее, уметь доказывать информацию на четких и правдивых фактах. Таким образом, у детей формируется индивидуальный и осознанный подход в изучении различных дисциплин начальной, средней и старшей групп учеников (математика, история, география и пр.).