Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает – Пятница.
Народная традиция почитания Параскевы Пятницы После христианизации Руси в народе на нее был перенесен прежний культ могущественной языческой богини Макоши, и в результате Параскева Пятница стала одной из наиболее чтимых святых.
Ей издавна молились о сохранении домашних животных; об исцелении тяжких недугов, как телесных, так и душевных; о защите от нечистой силы; обретении и сбережении семейного благополучия и счастья; успехе в торговых делах. Предметы, что привешивались к иконе благодетельницы, считались наилучшими и наивернейшими целительными средствами. Ее именем нарекались пятницкие торги и ярмарки, для нее строились придорожные часовни и особые столбы, и даже перекрестки назывались «пятницами».
Считалось, что она покровительствует женским занятиям, в первую очередь, прядению. Но как раз по пятницам запрещалось этим заниматься и даже куделю держать на лавке. В Малороссии бытовало поверье, что по пятницам ходит святая по селам, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, потому как много на свете грешниц, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. – Так орудия пытки, примененные к святой исповеднице на исходе ее жизни, причудливо обратились бытовыми предметами. Еще более любопытно, как образ девственной Параскевы преломлялся в связи с ее функциями женской заступницы и помощницы.
Девицы-красавицы, желая выйти замуж, молились: «Матушка Пятница-Параскева, покрой меня поскорее»; «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!»; «Пятница – Прасковья, пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее». Иногда Параскеву олицетворяли даже с Матерью Божьей. Вот один из примеров северорусского духовного стиха: Стояла милостива жена да милосердна Во край пути да край дорози. Во сне ей и Пятница явилась, Сама пресвятая Богородица.
Параскеву Пятницу, что почитается 10 ноября по новому стилю, прозвали еще и Льняницей. Это связано с тем, что к этой дате приурочивалось начало соответствующих работ: «На Парасковию-Льняницу начинают мять и трепать лен». По этому поводу проводились специальные обряды: – «мокрида» (с одной стороны, «мокрый», с другой «mokus» – прядение): в колодец бросали кудель в качестве жертвы Параскеве Пятнице, которая признавалась также и покровительницей воды; – «льняные смотрины»: хозяйки выносили на улицу вытрепанный лен-первак, показывая друг дружке, а девушки – парням и будущим свекровям.
А еще в церковь приносили для освящения плоды урожая, после чего хранили весь год как священные предметы. У святых источников и колодцев, связанных с именем Параскевы, совершали крестные ходы, служили молебны, читали молитвы. К ним приходили больные и несчастные, чтобы оставить какую-нибудь вещицу, попросить помощи и прихватить воды, которая в течение всего года не «зацветала» и использовалась в лечебных целях.
Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно оформить так: платье украсить сверху небо, посередине вода и низ земля.
А ниже традиционная Параскева-желанница.