Марина Валерьевна » 19 окт 2010, 21:54
Здравствуйте!Ребенок изначально дружелюбное существо. Первое социальное проявление – это именно улыбка, в каких бы условиях ребенок ни рос. Но уже двухмесячный ребенок может дать понять, насколько он недоволен действиями взрослого: криком, выражением лица. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцы сопровождают данную эмоцию действиями: движением рук, ног.
Причина агрессивной реакции зависит от окружающих взрослых. Младенцы очень чувствительны к эмоциям взрослых. Они «читают» их даже не по мимике – по степени интенсивности и плавности движений, по мелодичности голоса.
Страсть к кусанию ребенка до года может быть вызвана и прорезыванием зубов, а также попыткой просто установить контакт с матерью или близким человеком, в вашем случае его сестренкой. Ваша дальнейшая реакция повлечет либо желание искать другие способы контакта, либо «наращивать» амплитуду кусания: если вы засмеетесь, то эта реакция подкрепит второе. Когда малыш кусает, нужно строго и серьезно (никаких улыбок!), но уверенно и спокойно (неизвестно, может бурная реакция недовольства с вашей стороны понравится малышу) дать понять крохе, что вы с таким «контактом» не согласны.
При общении с младенцем нужно помнить, что любое ограничение вызывает естественную эмоцию гнева. Но малыш еще не умеет проявлять ее так, как нам бы хотелось. Зато мы уже умеем. Главная «психологическая пилюля» – это ваше терпение и спокойствие (вы же обучаете своим примером – так сами старайтесь реагировать цивилизованно на поведение ребенка). Несмотря на недостаточное развитие речи, уговаривайте малыша (это заодно разовьет его пассивный словарь, а убедят больше ваш тон, выражение лица). Можно легко отвлечь малыша от этого процесса, переключить его внимание на что-то другое.
Часто проявление агрессии ребенка в этом возрасте связана с непоследовательностью родителей. Обучение правилам поведения «в зависимости от настроения» или попустительство, разрешение делать все, что угодно, приводит к тому, что у ребенка не формируются основные «нельзя», и потому он бурно реагирует, когда они «вдруг» появляются.
Хорошо помогает в этой проблеме «самовоспитание» родителей: самим выполнять всего два правила:
1. Этих «нельзя» должно быть немного (не больше пяти основных, из разряда того, что опасно для жизни и здоровья малыша)
2. Эти «нельзя» должны выполняться всегда, независимо от настроения родителей.
Но что же делать с остальными «нельзя»? – Заменяйте их на «можно». Например, ребенок увлеченно рвет книжные страницы, наслаждаясь звуком и своими «возможностями преображать предметы» – дайте старую газету, и скажите, что ЭТО рвать МОЖНО.
Чтобы добиться правильного реагирования на слово «нельзя», нужно немного: терпение, согласованность взрослых (чтобы не было: то, что запрещает папа, то разрешает мама). По мере взросления ребенка «нельзя» подменяются другими, и это уже произойдет менее болезненно.
Немаловажным является и то, насколько родители умеют владеть собой, управляют собственным гневом. От этого во многом зависит, усвоят ли дети в процессе воспитания навыки адекватного выражения чувств. Если Вам свойственно отвечать на агрессию своего чада гневной вспышкой, то велика вероятность, что ребенок усвоит такую форму поведения и будет в дальнейшем применять ее и за пределами семьи, в общении с детьми и взрослыми.
Если Вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия,постарайтесь отложить на некоторое время совместные дела с ребенком. В минуты раздражения не берите ребенка на руки, дети легко "заражаются" эмоциональным состоянием родителей. Если вы расстроены, лучше сказать об этом ребенку. "Я сейчас очень расстроена, поиграй, пожалуйста, сам. Мне надо успокоится" или: "Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня". Детям свойственно многое принимать на свой счет, ребенку важно услышать, что Вы сердитесь не из-за него. Чтобы малыш научился лучше понимать Вас, а значит и себя, важно прямо говорить ему о своих чувствах, желаниях и потребностях.
Старайтесь предвидеть возможные неприятности, которые могут Вас расстроить, вызвать гнев. Например, не стоит давать ребенку играть с теми вещами, которыми Вы дорожите.
С уважением, Марина Валерьевна!
Центр "Рост". Консультации детского психолога!