станюша писал(а):ЭлеонораЛена,у меня Ксюша умеет тарахтеть(ну типа как машина едет показывает
).Значит ли это что у неё не будет проблем с произношением звука Р?Или это ещё ничего не значит
Знаешь же что наш папа с дефектами речи,у Никиты те же проблемы.Звука Р у него нет вообще(только мягкий).Переживаю что и мелкие будут как папа разговаривать
Хотя конечно кто постоянно с ним общается не замечают что у него не все звуки правильные))
В ДВА ГОДА ПО ОДНОМУ ТАРАХТЕНИЮ ТРУДНО СКАЗАТЬ БУДЕТ ЛИ ЗВУК [р] У РЕБЕНКА. ЭТОТ ЗВУК В НОРМЕ ВСТАЕТ С 5 ДО 7 ЛЕТ. НО ПОДДЕРЖИВАТЬ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ НАДО. ЧАЩЕ ИГРАТЬ С НИМ , СЛЕДИТЬ , ЧТОБЫ НЕ "УШЕЛ" НА ГОРЛО. ДЕЛАЙТЕ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ЯЗЫКА
Общие правила выполнения
артикуляционной гимнастики.Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.
Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.
Лучше всего заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут, не раньше чем через 1 час после последнего приема пищи.
Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас.
В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому почаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.
Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.
Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то упражнение.
Похвалите за старание и вселите надежду на успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.
Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал.
Особенно будьте внимательны и осторожны, выполняя упражнения на развитие речевого дыхания, так как они могут вызвать головокружение.
Вам будет достаточно выполнить упражнение 1–2 раза.
В случае затруднений можно помогать ребенку выполнять те или иные движения, используя чайную ложечку с закругленной ручкой или чистыми руками удерживая язык, губы или нижнюю челюсть.
Количество повторений артикуляционных упражнений варьируется в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.
Статическая нагрузка также может увеличиваться по мере повышения двигательных возможностей ребенка.
Если вначале можно ограничить удержание артикуляционного положения под счет от 1 до 2, то со временем, по мере того как окрепнут мышцы, счет увеличится до 5, 7–10.
Подходить к любому упражнению надо индивидуально, не стоит форсировать события, добиваясь освоения трудного упражнения в короткие сроки.
Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, подражая, соревнуясь или изображая кого-либо. Например, добиваясь четкого и правильного звукопроизношения в упражнении «Заборчик», ребенку легче освоить движения губами и удержать их в нужном положении, если он будет изображать лягушку, у которой рот до ушей. Можно попросить ребенка: «Сделай улыбку до ушей, хоть завязочки пришей!» Такая постановка задачи создает веселый настрой у ребенка и конструктивно облегчает процесс выполнения упражнения.
Игровые приемы выполнения артикуляционной гимнастики.
«У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости
(надуваем щёки).
С ними худые – лишь кожа да кости
(втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
(губы в широкой улыбке).
Поцеловаться ко всем потянулись
(губы вперед трубочкой).
Утром проснулись – в улыбочку губы
(снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы.
Справа налево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение движений у нижней челюсти).
Губы сожмем мы и рот прополощем (поочередное надувание щек).
И самоваром пыхтим, что есть мочи. (одновременное надувание щек).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо
(подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим
(«жуем» распластанный язык, затем прикусываем его, завернув кончик за нижние зубы)
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизать широким языком верхнюю губу сверху вниз)
Чашки поставим, чтоб чаю налили
(широкий язык загибаем вверх чашечкой)
На нос подули – мы чай остудили
(подуть с «чашки» вверх)
Чаю попили – никто не обижен
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончиком языка облизываем губы по кругу).
Бабушка шила, а Барсик с катушкой
Бегал, как будто с живою зверушкой
(кончик языка зацепить за нижние зубы и двигать вперед-назад).
Бабушке нашей всегда помогаем
Нитки в иголки мы ей продеваем
(узкий язык вытянуть вперед).
Бабушка швы на машинке строчила
(узкий язык двигается вперед-назад).
И на зигзаг ее переключила
(узкий язык двигается вправо-влево).
Петли иголкой она обметала
(язык описывает круг за зубами).
Пуговки круглые по пришивала
(кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку).
Дедушка сделал для внуков качели
(широкий язык касается попеременно верхней и нижней губы).
Все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прятки играли.
Прятались на чердаке и в подвале
(широкий язык убирается сначала за верхнюю, затем за нижнюю губы).
Дедушка скачет на лошади ловко
(щелкать языком).
Звонкие вязнут на глине подковки
(цоканье на верхней губе).
«Погулять язык собрался…»
Погулять язык собрался (открываем рот)
Он умылся (облизать верхнюю губу),
Причесался («расчесать» язык верхними зубами)
На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),
Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),
Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),
Наверх залез (потянуть язык к носу),
Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!