Марина Валерьевна » 18 май 2011, 12:03
Уважаемые мамочки!Негативная реакция на проигрыш в игре свидетельствует о высокой зависимости самооценки ребенка от внешних обстоятельств, что может в дальнейшем помешать ему в отношениях со сверстниками. В подобных ситуациях могут быть уместны такие рекомендации как:
1. Исключите любые упреки, подтрунивание, обидные шутки, обвинения и пр. в процессе игры (если есть).
3. Не оценивайте результаты, оценивайте настойчивость и старание. В том числе в школе. Оценки не имеют значения – они всегда субъективны, главное – старание.
4. Почаще говорите, что вы любите его независимо от его достижений и поведения (это не означает, что вы будете мириться с нежелательным поведением).
5.Не нужно акцентировать внимание на проигрыше. Если вы умолчите о нём, возможно, сам ребёнок не поймёт или не заметит итога игры.
Малышам вообще не стоит говорить о проигрыше. Каждый, кто дошёл до финиша, выполнил задание - победитель. И не важно, что кто-то это сделал раньше, кто-то позже.
У Виктора Драгунского есть рассказ «Третье место в стиле батерфляй». Очень многое уместилось в этом маленьком рассказе - и способ тренера дать всем детям ощущение выигрыша, и демонстрация искренней радости и гордости ребёнка, занявшего третье, призовое, место (вместе с ещё семнадцатью детьми), и пример, как можно одним словом эту радость разрушит (при возможности прочитайте этот рассказ).
6.Научите ребёнка соревноваться с самим собой. Тогда он сосредоточится на улучшении собственных результатов и ему легче будет победить. Покупайте настольные игры, где приходится соревноваться ни друг с другом, а играть против поля.
7.Отрабатывайте принятие проигрыша в быстрых играх. Только ребёнок проиграл, как началась новая партия - и уже выигрыш
8.Чередуйте трудное и лёгкое. Пусть после неудачи ребёнок почувствует свою успешность в чём-то другом.
9.С ребёнком постарше, мечтающим о выигрыше, можно обсудить, что будет с остальными игроками. Предложите ребёнку выдумать способ, чтобы проигравших не было.
10.Назначьте приятный утешительный приз проигравшему.
Покажите правильный пример и акцентируйте внимание малыша на вашем поведении при проигрыше. Но не стоит веселиться или казаться слишком равнодушным. Лучше быть в меру грустным, чуть обижаться, но говорить нужные слова: «В другой раз повезёт. Я обдумаю свои ошибки и больше их не допущу. К следующему разу я разработаю выигрышную стратегию!»
Наконец, не стоит упрекать малыша, если он расстроится из-за проигрыша. Постарайтесь понять его обиду и утешить, даже если вам это кажется нелепым.
Вместе с тем, не пытайтесь оградить ребенка от неудач. Как известно, «в неудаче — движение к силе». Чтобы поддержать проигравшего ребенка, поделитесь собственными воспоминаниями о своих детских проигрышах. Ребенок начнет лучше осознавать, что есть удачный опыт и не очень, и это нормально. Говорите ребенку в случае необходимости: «Промахи и ошибки не что иное, как возможность учиться и не более»; «У тебя есть право отстаивать свое мнение, другие могут с ним согласиться или нет. И то и другое нормально»; «Давай обсудим все «за» и «против»» и т.п.
Удачи! С уважением, Марина Валерьевна!
Центр "Рост". Консультации детского психолога!