Нашла интересные упражнения
Развиваем мелкую моторику рук (для детей 3-4 лет)
О важности развития мелкой моторики руки у ребенка вторят все журналы для родителей, специальная литературы, педагоги и воспитатели. Давно установлена связь между прогрессированием мелкой моторики рук и умственным развитием. Вооруженные этими знаниями заботливые мамы торопятся приобрести для своих крох всевозможные конструкторы и прочие игрушки, стимулирующие развитие этой самой мелкой моторики. Благо, подобной продукции сейчас в продаже достаточно, и найдется она на кошелек любой толщины. Интересные игровые упражнения по развитию навыков письма можно организовывать с ребенком самостоятельно в домашних условиях, вооружившись исключительно карандашами-фломастерами да бумагой. Вот некоторые из них.
Упражнение №1 Сбей кеглю

Заготовку для упражнения делаете Вы сами на глазах у крохи. Смотри, малыш, вот я рисую шарик (рисуем цветной кружок в начале строчки). А вот – кегелька (в конце этой же строчки рисуем кеглю). Теперь твоя очередь играть. Вот тебе карандаш. Соедини шарик с кегелькой. Сбей кегельку!
Упражнение №2 Стебельки

По аналогии с первым упражнением делаем заготовку на глазах у крохи. Рисуем целый ряд листиков без стебелька. Стебелек в качестве примера дорисовываем только на первом листике. Остальным листикам предлагаем дорисовать стебли малышу. Ведь без стебелька листик с дерева упадет и завянет! Точно также без стебля завянет цветок, вишенки, а еще не будет держаться на военном укреплении флаг!
Упражнение №3 По кочечкам

Мы все помним, как в детстве кто-то из родных брал нас на коленки и, слегка подкидывая, приговаривал: «Ровная дорожка, по кочечкам-по, кочечкам (подкидывание на коленях усиливалось), по ухабам-поухабам и бух… в ямку (на этих словах малыша понарошку легонько опрокидывали между раздвинутых коленей взрослого)». Вспомнили? Конечно, вспомнили! И ваш малыш, наверняка, любит эту нехитрую забаву. Эту любовь можно использовать и в корыстных целях. Предложите малышу изобразить эту потешку на рисунке. Вот увидите, как ему придется это по душе!
Итак, приговариваем «прямая дорожка»: рисуем прямую линию. Приговариваем «по кочечкам-по кочечкам» и тренируемся в рисовании волнистой линии. Приговариваем «по ухабам» и учимся рисовать дугу. «Бух! В яму»: предлагаем малышу вывести дугу в обратную сторону.
Упражнение №4 Семейное дерево
Мелкая моторика – это не только письмо и рисование. Это еще и умение вырезать ножницами, способность сделать аппликацию. Предлагаемое упражнение не только хорошо стимулирует развитие этих навыков у малыша, но дает ему наглядное понимание родственных связей в вашей семье.
Для выполнения этого упражнения от взрослого понадобиться целая серия заготовок.
Во-первых, простым карандашом вам предстоит нарисовать дерево ваших родственных связей, листиками или плодами на котором будут члены вашей семьи.

Лучше не перегружать его хитросплетениями. Ребенку будет сложно в них разобраться. Ограничитесь только присутствием на дереве самого малыша (верхушка семейного дерева), его родных братьев-сестер (если таковые имеются), его мамы и папы (на ветвях пониже), бабушек и дедушек (ближе к корням). Разукрасить такое дерево уже предстоит малышу.

Пока сохнет краска на разукрашенном семейном дереве, предложите малышу заняться следующим этапом изготовления вашего семейного дерева. Для него Вам необходимо заготовить фото-портреты членов Вашей семьи. Не обязательно портить отпечатанные фотоснимки. Можно просто сделать распечатанную на самом обычном принтере (домашнем или офисном) фото-подборку портретов самых близких родственников.

Вырезать их уже конечно будет малыш самостоятельно. Для этого вам пригодятся ножницы с тупыми концами, чтобы сделать этот процесс максимально безопасным для ребенка.

Такая аппликация, оформленная в рамку, приведет в восторг любую из бабушек малыша. Для каждой из них можно изготовить отдельное дерево с учетом особенностей родственных связей по этой линии.
Все приведенные упражнения могут показаться нам, взрослым, на первый взгляд очень простыми и примитивными, но для ребенка 3-4 лет – это полноценное занятие, потребующее от него кропотливости, усидчивости и концентрации внимания. Все перечисленные качества ему очень пригодятся за школьной партой. Так что польза от таких упражнений двойная!